Центр развития ребёнка - детский сад №29 города Орла "Росинка"
Научим сердце ребёнка гореть - и рядом с ним будет тепло каждому; научим верному ритму - и будет он здоров физически и морально...
"Родители, дети и компьютеры" Советы психолога.

"Родители, дети и компьютеры" Советы психолога.

 

Современный мир сложно представить без компьютеров, планшетов телефонов и других гаджетов. Все эти устройства очень быстро захватили наше внимание и продолжают вторгаться в нашу жизнь.

Конечно же, цель этих устройств облегчить жизнь человека:

-  теперь не нужно часами просиживать в библиотеках, практически любую книгу можно скачать себе на устройство и читать в любом месте в любое время. Нет времени читать, переживаете за то, что испортиться зрение, пожалуйста – аудиокнига;

- вам скучно, Вы устали? Да, пожалуйста, смотрите сериалы, без рекламы, ну или поиграйте в какую либо игру, гонки стратегии стрелялки и все прочее;

- не знаете, как выбрать технику для дома, машину, квартиру - интернет в помощь, форумы, чаты, обзоры все есть;

- хотите узнать, как устроено тело человека, какие виды рыб и насекомых самые редкие в природе, как устроена вселенная - и с этими задачами справляется компьютер, информации масса, на любом языке для любого возраста!

 Сейчас идет век информационных технологий, когда в информации просто завались, и гаджеты отлично в этом помогают.

Но бывают случаи, когда этих устройств в жизни становится слишком много, и если взрослый зрелый человек может пользоваться гаджетами как помощниками, то детям частенько они заменяют жизнь и реальный мир.

Компьютерная зависимость - это, когда ребенок сидит 3-4-5 часов за компьютером. Ночью, когда родители засыпают, включает компьютер и практически до утра играет в онлайн игры. Утром просыпается разбитый, какая там школа, он заснул в 5 утра и все это время его эмоциональная сфера была перегружена. Приходит из школы и сразу в игру, в соцсети и так каждый день. 

 

Причиной, которая может привести к возникновению компьютерной зависимости, является  удовлетворение потребностей, которые по каким либо причинам нельзя удовлетворить в реальности. Поэтому ребёнку приходится погружаться в виртуальное пространство:

  1. Не знает и не умеет по-другому проводить время. 
  2. Способ реализации своих способностей и талантов (математика -2, русский -2, физкультура -2, но зато в игре красавец). 
  3. Реализация потребности в уважении (в жизни он Васька-Чмошник, а в игре Герцог Ростовский 70-го уровня) 
  4. Получать желаемое с минимальными усилиями (для того, чтобы научиться подтягиваться 10 раз нужно 3 месяца регулярных тренировок, для того чтобы обучить подтягиваться своего героя в игре нужно 5 минут) 
  5. Способ отреагирования негативных чувств (очень часто в семьях есть запрет на определенные эмоции и чувства, например гнев и страх, в игре можно и злиться и бояться) 
  6.  Получение позитивных чувств (бывает такая история, что в семьях вообще нет места радости, родители как "белки в колесе", только упреки, угрозы, крики и прочее, в школе та же история, а игра, это единственное место, где есть место радости) 
  7. Способ получения потребности в уединении (когда в семье нарушены границы, игра это единственное место где можно побыть наедине с собой) 

Думаю это не все причины, по которым ребенок уходит в виртуальный мир. 

Можно зажмуриться и делать вид, что компьютеров не существует.

Ограждать детей. Проигрышная стратегия на мой взгляд. Она будет работать ровно до тех пор, пока детеныш не выйдет в социум и не обзаведется друзьями с компьютерами.

Можно махнуть рукой и сказать: «Да пусть сидит, зато по компаниям не шатается и наркотики не употребляет». Тоже так себе вариантик.

Как же использовать гаджеты без вовлечения в зависимость, без разрушения личности детей.

Лучшая стратегия — возглавить и руководить процессом! Так же, как мы вводим детей в социум, объясняя правила, предупреждая об опасностях, мы должны ввести детей в виртуальный мир.

Нужно определиться, что:

1. Компьютер (планшет, телефон) — не запретный плод, не кнут и не пряник. Это рабочий инструмент. Такой же, как пылесос.
Его можно использовать для работы, учебы, общения и развлечений, соблюдая технику безопасности.

2. Компьютерные игры — существуют. И это не вселенское зло. Но игры — играм рознь. Есть стратегии, головоломки, обучающие и развивающие программы. Мы с мужем сами качаем, проверяем и даем детям те, что кажутся нам подходящими для их возраста.

3. Личный пример. Если я и муж весь день у компьютера с телефоном в руках — почему дети должны хотеть чего-то другого? Расскажите о том, чем вы занимаетесь, покажите программы и их возможности.

4. Учите детей осознанному подходу. Мы сами выбираем, что читать, смотреть, изучать — и в этом большое преимущество компьютера перед телевизором.

5. Определите  время пользования устройствами так же, как все остальное: время сна, прогулок и занятий.

6. Не дайте гаджетам разрушить живые отношения в семье. Спеть вместе караоке, покататься на роликах или поиграть в настольные игры — в жизни еще очень много всего интересного!

Сразу оговоримся, что постоянная критика, унижения, обвинения, наши собственные страхи, тревоги и обиды, которые взрослый вешает на ребенка («На таких не женятся», «Ты должен был отличником, иначе будешь работать дворником», «А я в твоем возрасте» и пр. и пр.), не являются живым общением.

Авторитарность, поучение и бесконечные требования, каким следует быть ребенку, «вытолкнут» подростка в виртуальный мир.

Проводите с ребенком хотя бы 30 минут в день, когда вы полностью погружены в его мир, в его интересы, увлечения и проблемы. 

Устраивайте семейные посиделки, например семейный завтрак или ужин, когда вся семья собирается за столом разговаривают, обсуждают, без просмотра фильмов, мультиков и т. д. 

 Говорите ребенку о его сильных сторонах, о том, что Вы его любите и цените. 

Пусть Ваш дом будет уютным, надежным и защищенным местом, где ребенку комфортно и спокойно. 

Устраивайте семейные вылазки на природу, озера, лес, санки, прогулки, велосипеды и прочее. 

Если у ребенка проблемы, с которыми он не может справиться нужно все бросить и прийти на помощь. 

Если видите, что проблема не решается, а только усугубляется, обратитесь за помощью к психологу.